Как и когда проверять аккумуляторы ИБП на работоспособность?
Быстрый разряд АБ и сигнализирование ИБП о проблемах с АБ – верные признаки того, что аккумуляторы не в порядке и их необходимо проверить.
Существует несколько способов проверки:
1. Визуальная проверка аккумулятора ИБП
Если у ИБП нет дисплея, на котором можно просмотреть состояние АБ, то аккумулятор необходимо отсоединить от устройства, а в случае их внутренней установки извлечь из его корпуса (алгоритм действий зависит от конкретной модели ИБП и обычно приводится в соответствующем изделию руководстве по эксплуатации).
Самостоятельно извлекать встроенные АБ из ИБП можно только в том случае, если истек срок гарантийного обслуживания прибора, а его конструкция допускает самостоятельную замену АБ пользователем. Отметим, что некоторые модели допускают самостоятельный демонтаж/монтаж внутренних АБ и в период гарантийного обслуживания.
Важно помнить, что перед операцией отключения и, при необходимости, извлечения АБ бесперебойник должен быть полностью выключен и отсоединён от питающей сети.
Определенного порядка отсоединения клемм аккумуляторов ИБП нет. Плюсовой и минусовой контакты отсоединяются в любой последовательности.
После отсоединения и извлечения АБ необходимо осмотреть. Визуально могут быть выявлены две проблемы:
Проблема | Описание |
Эффект вздутия |
Причиной вздутия может быть перегрев АБ, возникающий из-за разряда при высокой температуре или заряда током большим номинального. Также АБ могут вздуваться из-за внешнего/внутреннего короткого замыкания или механического повреждения. Если корпус АБ вздутый, то их больше нельзя эксплуатировать. Изделия следует немедленно утилизировать!
Обратите внимание!
Вздутие аккумуляторов ИБП, как правило, возникает из-за нарушения правил эксплуатации, поэтому такие изделия обычно не меняются по гарантии.
Чтобы не довести АБ до вздутия, необходимо внимательно следить за окружающей температурой в месте их установки, а также подбирать емкость АБ в соответствии с током зарядного устройства ИБП. Оптимальным током заряда АБ считается значение в 10% от их ёмкости. Например, если к ИБП подключена батарея емкостью 9 Ач, то она должна заряжаться током равным приблизительно 1 А. |
Эффект «погремушки» |
Иногда при легкой тряске внутри корпуса АБ могут греметь его компоненты (эффект «погремушки»). В аккумуляторах с жидким электролитом (данный тип в основном используется в резервных и линейно-интерактивных ИБП) это чаще всего происходит из-за высыхания электролита по причине длительной эксплуатации или постоянного перегрева.
Обратите внимание! Батареи с эффектом «погремушки» недопустимы к использованию и требуют замены.
|
2. Проверка температуры аккумулятора ИБП
Выявить неисправный аккумулятор можно, проверив его температуру. Если она будет превышать температуру помещения или других аккумуляторов в группе более, чем на 10 °C, то данный аккумулятор требуется заменить. Проверку температуры можно проводить как с использованием специального оборудования, например, тепловизора, так и тактильно (более точен и надёжен, конечно, первый вариант).
3. Проверка аккумулятора ИБП с помощью мультиметра
Мультиметр необходимо предварительно перевести в режим вольтметра – у большинства моделей для этого требуется поставить переключатель на отметку «до 20 В». Затем следует соединить щупы прибора с клеммами АБ (с соблюдением полярности!).
Замерить напряжение необходимо у каждого из используемых «бесперебойником» аккумуляторов.
Рассмотрим проверку АБ ИБП при различных ситуациях.
Ситуация | Проверка АБ |
ИБП не запускается (характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей) |
Чтобы устройство запустилось, на каждом аккумуляторе должно быть от 10,5 до 13,5 В. Если напряжение меньше нижнего значения данного диапазона и составляет 9,5-10 В, то АБ «глубоко» разряжены и ИБП, соответственно, не может запуститься. Зарядить АБ до допустимого напряжения поможет внешнее зарядное устройство. Если напряжение ниже 9,5 В, то зарядить АБ уже не получится, так как внутри них произошли безвозвратные деградационные процессы (такие аккумуляторы придётся утилизировать).
Обратите внимание!
Если АБ несколько, то «разбег» по напряжению между батареями не должен быть более 0,2-0,3 В. Например, если из 6-ти АБ у 5-ти будет 13,3-13,5 В, а на 6-ой 12,9 В, то остаточная емкость у этой батареи ниже остальных. Она раньше, чем другие, выйдет из строя, так как уже наполовину выработала свой ресурс. |
ИБП не запускается, либо включается и сразу отключается (характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей) |
Встречаются случаи, когда при измерении напряжение отключённых АБ находится в норме, но тем не менее ИБП с такими АБ либо вообще не включается, либо отключается через непродолжительное время. Часто причина таких ситуаций – снижение емкости АБ. Чтобы определить наверняка, нужно присоединить АБ к ИБП и замерить напряжение на батарейных клеммах при запуске устройства. Если оно резко просядет, значит батареи неисправны и их надо заменить.
Обратите внимание!
Если во время заряда АБ напряжение будет выше допустимого диапазона (значение, соответствующее нанесённой на корпус надписи «CYCLE USE»), то существует риск их перегрева. Данная проблема свидетельствует о неисправности зарядного устройства ИБП. Некоторые пользователи для проверки емкости АБ подсоединяют к ним нагрузку, в качестве которой используют автомобильную лампочку постоянного тока. Если при подключении данной лампы напряжение резко просаживается с 13,5 до 9,5 В, а яркость лампы тускнеет, то аккумулятор потерял ёмкость и непригоден для использования. |
ИБП включается, но при работе от АБ резко сокращается время автономии |
Необходимо замерить напряжение АБ в процессе их заряда от ИБП. Обычно дежурное напряжение заряда АБ у бесперебойника составляет 2,25 В/эл или в 13,5 В на каждую батарею. Нахождение этого значения в норме, при заметном уменьшении времени автономной работы полностью заряженных АБ, говорит о снижении ёмкости аккумуляторов. |
4. Проверка аккумулятора через меню ИБП
Данная проверка возможна, если источник бесперебойного питания имеет функционал по автоматическому контролю состояния АБ, позволяющий автоматически выполнять диагностику основных параметров аккумуляторов и отображать их на дисплее. Как правило, пользователь может контролировать следующие значения:
- напряжение (если несколько АБ, то общее напряжение группы);
- ёмкость;
- уровень заряда;
- температура (встроенных АБ, а при наличии выносного температурного датчика и внешних);
- расчётное время автономной работы.
Зная данную информацию, можно легко определить возможные неисправности в работе АБ, которые при этом не требуется отсоединять и демонтировать.
Отметим, что некоторые модели ИБП могут производить тестирование АБ, способное выявлять возможные отклонения их рабочих параметров и сообщать об обнаруженных проблемах пользователю.
Как правильно заряжать аккумуляторные батареи ИБП?
Чтобы аккумуляторы ИБП прослужили как можно дольше, необходимо выполнять следующие рекомендации:
- учитывать ток заряда. Если ИБП предполагает ручное выставление данного параметра, то требуется, чтобы он составлял 10% от ёмкости аккумуляторов (иногда оптимальный ток заряда указывается на корпусе самой батареи). Если ИБП имеет фиксированный ток заряда, то необходимо подбирать соответствующие ему АБ;
- полностью зарядить АБ при первом их подключении;
- следить за тем, чтобы зарядное устройство было исправным и заряжало АБ напряжением в допустимом для них диапазоне (значение «CYCLE USE» на корпусе аккумулятора);
- эксплуатировать АБ при температуре окружающей среды максимально близкой к +25 °C;
- если у ИБП нет функционала по защите от «глубокого» разряда АБ, то необходимо отслеживать, чтобы батареи не разряжались более, чем на 80%;
- в случае неиспользования ИБП необходимо заряжать его аккумуляторы примерно 1 раз в 2-3 месяца.
Как проверить работоспособность аккумуляторов ИБП «Штиль»?
Российский производитель систем электропитания «Штиль» выпускает широкий модельный ряд источников бесперебойного питания топологии онлайн. Все устройства обладают функционалом, который позволяет проводить автоматическую проверку работы системы электропитания, включая аккумуляторные батареи.